Андрей Мохоля: Русская эмиграция в Польше и Чехословакии, Электронная библиотека В. Набокова, Русская культура, Russia Abroad, A.R. Mochola: Nabokov Library, Russian Emigration in Poland and Czechoslovakia, Russian Culture and Literature, Catalogue, Photoarchive, etc.

russia.abroad.1917-1945 

 

 

Фотоархив | Библиотека | Acta Rossica | Энциклопедия Зарубежной России | Форум 

О.А. Чирова: Русские юристы в Польше (20-е гг.)

[prev. in:] Россия в XX веке. Проблемы изучени я и преподавания. Материалы научной конференции. Москва, 2 декабря 1998г, РГГУ ИАИ Редколлегия: Безбородов А.Б. (ответственный редактор), Елисеева, С.В. Карпенко. М.: РГ'ГУ, 1999, cc. 84-86.


 

Многие эмигранты оказывались за границей не только без средств к существованию, но и без документов, удостоверяющих личность. Возникла необходимость в создании тех или иных учреждений, которые могли бы положительно решить вопрос об удостоверении личности эмигранта и подтвердить, что он действительно эмигрант. Эти задачи частично решались старыми русскими представительными учреждениями (посольствами, консульствами, позднее превратившимися в частные беженские организации), частично вновь возникшими на чужбине русскими организациями. Особую роль и них организациях играли юристы-эмигранты, что наглядно подтверждается примером Польши.

Польша стала транзитной страной для многих беженцев. Эмигранты из России стали появляться здесь в 1918 - 1921 гг., а к 1922 г. поток беженцев из-за разразившегося в России голода усилился. Положение русских беженцев в Польше, как с материальной, так и с правовой стороны было очень тяжелым. 

Большое их количество (до 200 тыс. ), близость Советской России, подозрительность местных властей, неустановившаяся государственность - все это отрицательно сказывалось на положении эмигрантов. В особенности это следует отнести к 1922 г., когда последовала высылка некоторых деятелей Российского Красного Креста из Варшавы и Ровно, и проведено в жизнь запрещение всем беженцам проживать в 150 верстах от границы и в воеводских городах. Это повлекло разрушение наладившейся личной жизни значительной части эмигрантов, перемену места жительства и найденных источников существования.

Правовое положение эмигрантов в Польше было очень сложным. Оно характеризовалось полной неизвестностью относительно срока интернирования и неразработанностью правовой базы по транзиту эмигрантов через Польшу. По мере увеличения потока эмигрантов отношение с властями ухудшалось. В конце 1922 г. МВД Польши издало циркуляр, в котором ужесточило правила получения виз для транзита через Польшу, а также получение политического убежища. "Внимательно следя за непрерывным ростом количества нелегальных беженцев из России и развитием в их среде неприемлемых в Польше течений, а равно и явно выраженных тенденций их к длительному пребыванию на нашей территории", оно сочло, что "дальнейшее мироволение правительства по отношению к пришлым элементам является угрозой безопасности и покоя государства". МВД "постановило и обязало администрации первой инстанции к безоговорочному выселению всех беженцев, прибывших после 12. 10. 20 г., и предоставлять только политическое убежище".

В этой связи русским юристам предстояло провести огромную работу, которая в конечном итоге позволила бы получить четкое определение статуса эмигранта и его права, что дало бы возможность самостоятельного определения в странах пребывания. Прежде всего стояла задача упорядочения потока эмигрантов. В Польше эти задачи решались "Русским попечительским комитетом" и представительством "Всероссийского земского и городского союза". Эти учреждения, как правило, пользовались доверием и признанием местных властей.

В 1922 г. в государственные органы Польши обратились русские юристы-эмигранты с просьбой о регистрации на территории Польши их организации, созданной на профессиональной основе. В качестве главного аргумента для обоснования необходимости создания такой организации приводилось следующее: "... при возникновении нормального порядка в России, возникает целая серия правовых задач, которые будет необходимо решить русским юристам... " Необходимость в такой организации была признана польскими властями и на основании постановления МВД от 20 ноября 1923 г. за № ВВ-3001 эта организация была внесена в Государственный реестр под названием "Общество юристов-эмигрантов в Польше". 

Был утвержден Устав, согласно которого в задачи общества входили: разработка правовых норм и социальных проблем, ознакомление членов общества с новейшими направлениями в области юридических и социальных учений в Польше и за границей, подготовка членов общества к предстоящей работе по возвращению их эмиграции, оказание материальной и правовой помощи членам общества, а так же предоставление им возможности быть полезными для окружающих по своей специальности.

Для осуществления этих задач разрешалось с соблюдением существующих законов: устройство публичных собраний, докладов, лекций и т. п., устройство читален и библиотек, издание периодической печати (газет, журналов и т. п. ), организация кассы взаимопомощи, содействие разрешению вопросов и споров, возникающих на почве профессиональной деятельности, создание школ с преподаванием на родном языке.

В состав общества входили выпускники юридических факультетов, бывшие судебные исполнители, присяжные поверенные, адвокаты. П. Р. Бушен, Ю. С. Кириченко, В. И. Лехно, П. Н. Маслов, Г. С. Мищенко составили его руководящее ядро. В 1922 г. в "Русском попечительском комитете", созданном для оказания трудовой, материальной и правовой помощи эмигрантам, был открыт правовой отдел, в который вошли многие юристы-эмигранты, уже состоящие в "Обществе юристов-эмигрантов в Польше". Если русские юристы в обществе занимались работой, рассчитанной на перспективу, т. е. на возвращение из эмиграции, то в правовом отделе их деятельность была направлена на решение практических задач, связанных с определением статуса эмигрантов и оказанием им правовой помощи.

"Русский попечительский комитет" начал действовать 12 августа 1921 г. на основании Устава, утвержденного МВД 9 августа. Устав и владение довольно хорошим помещением в центре Варшавы (Маршалковская, 68) делали возможность развития деятельности на широком уровне, но отсутствие средств мешали этому. Ввиду этого, комитетом было признано необходимым привлечь к работе новых людей. 24 июня 1922 г. состоялось общее собрание, на котором было избрано новое правление. 

В связи с переменами в составе правления, представилась возможность объединить работу "Земгора" в Польше с деятельностью РПК и значительно развить помощь эмигрантам. Через своих представителей в приграничных городах беженцам оказывалась помощь в форме указаний и получения паспортов, так называемых "карт побыта". 

Таким образом, в ходе своей практической работы русские юристы играли значительную роль в решении проблем адаптации эмигрантов к жизни на чужбине.

 


 

 

 

 

 

 

 


Rambler's Top100 copyright © 2001 by mochola, last updated 28.5.Y2K+2, best with IE5.5 1024x768px, 11 sec over 56.6 bps